По итогам прошедшего 2016 года производство керамической плитки в России снизилось на 5,4%. Несмотря на относительно незначительное падение, этот показатель стал рекордным за последние шесть лет. В период с 2010 по 2015 снижение объемов производства керамической плитки наблюдалось только в 2014 году, когда падение составило всего 0,6%.
Тем не менее, производство керамической плитки в России остается на высоком уровне. В среднем отечественные производители в 2016 году выпускали 13,4 млн. квадратных метров плитки ежемесячно. Для сравнения в 2010 году эта цифра составляла в среднем 10,5 млн. квадратных метров в месяц. Как правило, показатели объемов производства на протяжении всего года стабильные, поэтому высокий или низкий сезон производства в отрасли не наблюдается.
Более половины от всего производства пришлось на керамическую плитку для полов, керамическая глазурованная плитка для внутренней облицовки стен — на втором месте. Стоит отметить, что производство керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен за шестилетний период выросло на 27,26%, показав наибольший прирост в сегменте.
Региональная структура производства керамической плитки в России почти неизменна с 2010 года. Абсолютный лидер — Центральный федеральный округ. Несмотря на потерю 2,8 процентных пунктов, доля региона в 2016 году составила 47,3% от всего производства. За последние шесть лет доля ЦФО не опускалась ниже 43%. На втором месте по итогам 2016 года — Южный федеральный округ с долей 17,9% и наибольшим за год приростом в 1,7 процентных пунктов. Также производство керамической плитки в России развито в Уральском, приволжском и Северо-Западном федеральном округах. Остальные регионы имеют долю менее 1% либо вовсе не выпускают плитку.
Керамическая плитка отечественного производства в основном реализуется в России. Доля производства для внутреннего рынка в 2016 году составила 84,1%, соответственно, на экспорт ушла меньшая его часть — 15,9%. Экспорт керамической плитки показывает прирост третий год подряд. Более того, 2016 год стал самым успешным периодом для России за последние шесть лет: увеличение объемов экспорта составило 14,3% по сравнению с предыдущим 2015 годом. Стоит отметить, что в том же 2016 году наблюдался рекордный показатель, когда в сентябре было экспортировано 2 971,4 тысяч квадратных метров керамической плитки.
Больше половины, 54,1%, экспортной продукции в 2016 году ушло в Казахстан. Несмотря на впечатляющие показатели и безоговорочное лидерство с 2010 года, доля этой страны постепенно снижается. Для сравнения, в 2012 году Казахстану принадлежала доля 68,2% от всего экспорта керамической плитки, произведенной в России. Стоит отметить, что никто из первой тройки из списка стран-экспортеров не улучшил свои показатели по сравнению с 2015 годом. Так, доля Киргизии осталась на прежнем уровне, а доля Беларуси в 2016 году снизилась на 0,9 процентных пунктов.
В отличие от положительных результатов экспорта в 2016 году, импорт упал ниже показателей 2010 года. Беларусь потеряла 16,4 процентных пунктов в 2016 году, сохранив при этом лидирующую позицию и наибольшую долю импорта. Также среди основных игроков в импорте керамической плитки — Украина, Испания и Китай. Этим странам принадлежит 50% импорта в 2016 году.
Импортируются в основном такие виды продукции как керамические глазурованные и керамические неглазурованные плиты для мощения, плитки облицовочные для полов, печей, каминов или стен, а также керамические неглазурованные кубики для мозаичных работ и аналогичные изделия.
Подводя итоги, отметим, что общая ситуация на рынке в 2016 году изменилась в худшую сторону. Объем рынка падает третий год подряд и в 2016 году это падение составило 16,2%. Вследствие падения импорта и рынка, самообеспеченность российского рынка отечественной продукцией, напротив, продолжает расти. Какая самообеспеченность керамической плиткой в России была зафиксирована в 2016 году и что ждет рынок в ближайшем будущем — в нашем исследовании «Рынок керамической плитки в России: итоги 2016, данные 2017, прогноз до 2020»
Больше новостей, цифр и фактов на нашей официальной страничке Facebook